<< Назад <<

Токра (Tocra)


Токра – один из пяти греческих античных городов входящих в Пентаполис. Расположен в 70 км. северо-восточнее Бенгази. Город построен в 510 г.д.н.э. и служил одним из портов Кирены. Однажды был переименован в Арсину (Arsinoe) в честь жены Птолемея II, которую в последствии знали как Клеопатру. После город переименовывали в Клеопатрис (Cleopatris) в честь дочери Клеопатры и Марка Антония. Город имеет аналогичную историю, как и город побратим Птолимей (Ptolimies) ныне известный как Толмейта (Tolmeita).

Сразу скажу, что ничего интересного взору нашему в Токре не предстало. На входе несколько мутных музейных сотрудников в балахонах огласили стоимость осмотра и мы проследовали мимо стоящих вдоль дороги остатков былой роскоши в виде скульптур и колонн. Нам рассказали, что тут имеется Восточная Базилика и еще какие-то камни. Но лезть сквозь репьи дабы поближе рассмотреть жалкие руины желания ни у кого не возникло, тем более уже издалека ничего заслуживающего внимания обнаружено не было.

Токра был последним пунктом нашего путешествия, и очень хорошо, что это было именно так. Сил на подвиги по изучению руин иссякли, хотелось где-нибудь присесть и чтобы никто не беспокоил.

Аккурат возле моря посетили форт времен турков и итальянцев. Ранее на этом месте располагался какой-то греческий форт, но остатков его не сохранилось. По внешнему виду строение напомнило новодел, уж больно в хорошем оно было состоянии. На форте присутствует мемориальная доска с фамилиями итальянцев (в основном было замечено имя Антонио), которые доблестно погибли, защищая форт непонятно в какую войну. Предположительно во Вторую Мировую.

Итальянский форт Фрагмент руин (или форта)

Рядом с фортом оказался музей, который любезно для нас открыли. Смрад, духота и внутреннее убожество стен с потеками и отлетающей штукатуркой просто поразили. Экспонатами служили разные античные резервуары, в виде крупных амфор и пузырьки для благовоний и телесных масел. В одной из комнат музея уютно расположилась коллекция кухонной утвари в керамическом исполнении. Умели делать в 1 в.д.н.э. посуду, бесспорно. Многие тарелки и блюда выполнены весьма искусно.

В музее нам снова было предложено записаться в журнале. Воодушевленные Касром Ливия, где по слухам мы были первыми русскими, появилось желание и тут оставить соответствующую запись. Однако перед этим я решил пробежаться по предыдущим отметкам в журнале. Очень много итальянцев, японцев, немцев, меньше французов и многих остальных. Ба, военный атташе с семьей из России тоже засветился, отобрав у нас тем самым пальму первенства. Но мы не гордые, записали наш интернациональный коллектив, что тоже не лыком шит и в разные дыры имеет интерес заезжать.

Сборы и отъезд

После Токры наш дружный коллектив тронулся в обратный путь, в Бенгази. Мы попросили покатать нас по городу. Город – как город, разве что поуютнее чем Триполи и менее суетной. Отобедали в пиццерии. Причем обед оплатил за нас водитель и денег брать отказался, сославшись на то, что мы его кормили и гостиницу оплачивали. Правильный мужик оказался. Все у переводчика интересовался, чеченец я или казах. Похож, наверное. Еще я всех достал словом шаверма (ну как же, Триполи как аналог Москвы, где торгуют шаурмой, Бенгази – как Питер, а тут уже шаверма). Водила услышал про шаверму, и тоже начал повторять, не шаурма, а шаверма. И был очень удивлен, что данное блюдо подают и в России. Напели ему, что шаурмой у нас в метро торгуют. Люди едут под землей и чавкают этим адским блюдом.

Никаких сувениров обнаружить не удалось, т.к. туризм тут еще в самом зачаточном состоянии. Руины все дикие, кругом колючки и репьи. Нужно обязательно надевать кроссовки или другую удобную обувь. Мои шлепки не спасли меня от многочисленных уколов и пары заноз. Однако удовольствие полазить по развалинам того стоят. Не уныло же бродить по цивилизованным тропам и рассматривать строения издалека из-за ленточки или оградки.

Ближе к вечеру приехали в аэропорт Бенгази. Посадку объявили что-то рано, вывезли нас к самолету, часть людей уже начала подниматься по трапу, а после всех дружно загнали в аэропорт, разделив на две группы, первая, у кого посадочный талон еще не оторвали и вторая, кто уже якобы сел на самолет. У нас лишь один боец, Лекарев Всеволод оказался во второй группе и одиноко сидел среди арабов. После пассажиры начали друг к другу бегать с водой и пищей, но скоро вновь пригласили на посадку. Оказалось, что в аэропорту в Триполи отключили электроэнергию. Энергетический кризис и рыжеволосые руки Чубайса дотянулись и сюда.

В Триполи нас ждали. Автобус и некоторые специалисты, возжелавшие совершить вечерний променад. Променад таки состоялся на набережной в Триполи в районе порта. Однако встали мы как-то не особо удачно, а рядом со сливом сточных и прочих фекальных вод. Народ сделал несколько фотоснимков на фоне ночного Триполи и мы помчали в сторону Аз-Завии прочь от этого нестерпимого запаха…

Powered by Disqus