Толмейта (Tolmeita) ранее Птолемей (Ptolemais)
Толмейта – первое место, где у нас попросили документы. Один из охранников, в военной форме, вылитый футболист Роберто Карлос, только в еще большей миниатюре, запросил у нас список. Ему мы и вручили наше предусмотрительно заготовленное письмо, в котором значилось “подателям сего не в чем себе не отказывать…”. Охранник и не возражал, однако письмо наше решил себе прикарманить. Начали разбираться, что за дела и оказалось, что помимо письма нужно возить с собой его копии и при посещении достопримечательностей сдавать спецслужбам. Видимо, если какую-нибудь колонну упрут с развалин или поломают что, будут знать где и кого искать.
Перед входом в музей нас встретили две каменные тетки, традиционно обезглавленные.
Пока наш водитель укатил делать копии с письма, мы проследовали в музей Толмейты. В первой комнате расположены некоторые статуи и мозаики из Виллы Четырех Сезонов. Также в музее установлены некоторые колонны и части различных античных фресок, но, как я понял, основной упор выставки сделан на трофеи добытые при раскопках знаменитой Виллы. Помимо этого в музее представлены статуи из Берса (города входящего в Пентаполис).
После музея нас ждал Птолемей, город, который впитал в себя лучшие традиции архитектуры времен греков и римлян. Город основан в 4 в.д.н.э. Птолемей был последним городом из пяти, входящих в Пентаполис, который пал под натиском арабской армии. Откопанные руины датируются 2-1 в.д.н.э. Объем разрытого археологами составляет всего 10%, однако о дальнейших планах раскопок ничего неизвестно. Да и вообще, смотрится древний город заброшенным и никому ненужным. Кроме нас разве что небольшая группа французов, которая периодически с нами пересекалась на экскурсиях по развалинам в районе Бенгази на некоторое время засветилась с персональным гидом, но вскоре исчезла. И все, мы были единственными счастливыми посетителями античных руин. Толмейта раскинулась на достаточно обширной территории. Может быть поэтому уже добредя до первых руин, а именно фонтана, под начинающим припекать солнышком и жестоких колючек, колющих ноги и цепляющихся за портки, некоторые приуныли.
Однако, когда я добрался до Виллы с Колоннами, то взобравшись наверх и впечатлившись видами развалин на фоне моря, уже был готов к дальнейшему осмотру с новыми силами. Данная вилла была построена в 115-117 г.н.э. и принадлежала античному римскому олигарху. В вилле имеется мозаика, которая как и в одном из храмов Аполлонии обрушается под ногами посетителей.
Рядом с виллой расположились традиционные византийские цистерны. Возможно они являлись персональным хранилищем воды зажиточного римлянина из Виллы.
После виллы мы очутились на Агоре (торговой площади) Птолемея, где долго не могли понять, для чего же нужны столь многочисленные квадратные отверстия в площади. Колонны на заднем плане – один из храмов.
Когда мы обнаружили лестницу ведущую вниз, спустились под землю и изучили путеводитель, то поняли, что очутились в городском хранилище воды, которое является самым большим на территории Африки. А отверстия по периметру площади – не что иное, как обыкновенные колодцы для черпания воды. Влага в данное хранилище поступала по акведуку из источника, расположенного в 25 км. от Птолеменя в горах. Хранилище было построено греками, а впоследствии расширено римлянами. На снимке лишь фрагмент одной из цистерн. Шесть таких ангаров расположены вдоль и два поперек.
Дальше пошли какие-то накладки в путеводителе, в который прокрались досадные ошибки. Ворота Токры мы восприняли как Византийскую Церковь и наш переводчик, Воробьев Дима, сделал из нее полностью православную, взобравшись на самый верх.
Но уже вскоре статус-кво был восстановлен и ворота были восприняты как ворота и верхняя часть перекрытия (арочного, скорее всего) была достроена глазом. Церковь была построена в 5 в.н.э.
После церкви мы наконец добрались до Виллы Четырех Сезонов, которую я, если честно, представлял себе более монументально. Однако от нее сохранились лишь пол, с крошащимися остатками мозаик, пеньки от колонн и куцые стены.
Ну и как всегда, традиционная передышка в театре, а точнее Одеоне. Одеон в Толмейте – маленький греческий театр на 500 человек. В римские времена, в 3 в.н.э. был переоборудован римлянами под бассейн, а раньше в нем пели и танцевали античные ансамбли. В греческий театр, расположенный в склоне горы, в 4 км. от стен города, мы отправится не решились, больно далеко, да и на театр он уже скорее всего не похож.
От Одеона мы двинулись в сторону выхода, но немного задержались в развалинах старой крепости, от которой остались лишь некоторые стены и валяющиеся вокруг крупные камни. Уже у выхода суетился какой-то араб, который при моем приближении нырнул в древний подвальчик, выскочил оттуда и протянул мне монетку, вроде, он ее вот только нашел и готов мне подарить за символическую плату. Повертел в руках новодел и с улыбкой возвернул его юному нумизмату. Получивший копию нашего письма охранник раздобрел и демонстрировал из себя само дружелюбие. А после того, как в небольшом музейном ресторанчике нами был заказан зеленый чай и оценена играющая музыка, нашему переводчику была подарена кассета с традиционной тунисской музыкой. Сотрудники оказались родом из Туниса. После Толмейты наш дружный интернациональный экипаж выдвинулся в сторону Токры, последней точки нашего путешествия. Виды моря, пляжей и пальм так и манят забить жирного болта на работу, разбить палатку, греть пузо на солнце, наслаждаться морем, купаться и лопать пиво. |
|
|
Powered by Disqus |