День первый. Мурзук.
Выезд в 7:30. Выехали с небольшой задержкой и не спеша выкатили на трассу, ведущую в сторону пустыни. Пилотировали наши древние Toyota Land Cruiser уже упомянутый Миляд и закутанный с ног до головы в одеяния туарега – Ибрагим. Доедут ли эти джипы и смогут ли они самостоятельно вернуться из пустыни, для меня было под легким вопросом.
И тут началось. То одна остановка, то другая. Здесь водилы заправились, тут купили еды, потом купили овощей, затем фруктов, после мяса. Потом вообще встали где-то возле стройки и стали заливать бадьи с водой, потом снова заправлялись и заливали бензин в канистры. В общем, по настоящему в путь мы тронулись лишь в 11:00. С такими скоростями передвижения можно не удивляться, почему нас лишили посещения гор Акакуса. Дорога в районе Себхи в сторону города Гат, выглядит следующим образом. С левой стороны торчит горная гряда высотой 50-70 метров, справа виднеются огромнее барханы высотой в сотню метров. Получается этакий кишкообразный оазис расположившийся между песками и горами, где имеется растительность, выросли небольшие городки и живут люди. Проехав городок Фежаж (133 км на юго-запад от Себхи), мы на полицейском посту неожиданно свернули налево в сторону г. Мурзук. Следует заметить, что на каждом посту здесь положено останавливаться и перекидываться парой слов или жестами с полицейскими. В нашем случае, еще необходимо было отдавать копию письма с нашим списком и копию письма турфирмы, тоже с нашими паспортными данными. Такой порядок. Поэтому перед отъездом запаслись всем необходимым и большим числом ксерокопий. Все это нам конечно же пригодилось в пути и сэкономило массу времени. Далее километров 30-40 в сторону г.Мурзук и мы наконец поворачиваем в сторону пустыни. Впереди видна какая-то зелень. Оказывается, это один из сельскохозяйственных проектов. Этот называется Макнуса. Здесь выращивают кукурузу, тросник и некоторые злаковые. Проезжаем по проселочной дороге сквозь проект и останавливаемся. Водилы без зазрения совести лезут в кукурузу и тащат початки пачками в машину. Мы делимся первыми впечатлениями и справляем в кукурузу малую нужду.
Просто так попросился за руль джипа и мне не отказали. И вот, я за рулем древней машины шпарю со скорость 60-70 км/ч по предместьям Сахары. Можно уже сейчас считать поездку состоявшейся и смело говорить, мол я на джипе, да по самой Сахаре рассекал. По ощущениям, машина совсем не едет, на газ практически не реагирует, разгоняется медленно, зато быстро тормозит. Поверхность пустыни здесь представляет из себя плотный песок вперемешку с мелкими камнями. Через какое-то время где-то вдалеке встречается грузовик. А после вообще легковая древняя машина Пежо-купе. Переглядываемся, а зачем вообще нужен джип в пустыне, если даже такие машины бороздят ее просторы? Поделились соображениями с Милядом. Тот поулыбался и сказал, что здесь еще можно проехать без особого риска увязнуть на брюхе, но все равно рискованно. Через полчаса, удовлетворившись фактом пребывания за рулем, вылезаю. Вылез и Ибрагим. Впервые увидел как пысают сидя на корточках. Мне стало жаль сразу всех арабов, лишенных истинно европейского брутального, вроде, встал, гордо расставил ноги, сделал все что надо, стряхнул и звонко застегнул ширинку. Пока ехали, поинтересовались у Миляда, есть ли у него компас, тот заулыбался и сказал, что нет. Через какое-то время спросил у меня через Диму, “Где осталась Себха?”. Показываю пальцем назад. Тот улыбается, “Себха осталась в другой жизни…”. А после поинтересовался, поможем ли мы ему настроить свежекупленный GPS? Вот так вот, выехали в пустыню без компаса и с ненастроенным GPS. Начали ковырять устройство, которое судя по аннотации начали выпускать в 1998 году. Инструкция и все меню на арабском, благо Дима его знает. Тыркали пыркали, не включается. Нет батареек! Миляд гордо показал новые батарейки, но они оказались не те, нужны стандартные пальчиковые. По пути делаем фотоснимки. В этот раз у нас было аж три фотоаппарата и полтора Гб места на флешках, т.ч. снимать могли в волю, экономя разве что заряд батареек и аккумуляторов. Мой старенький Nikon Coolpix 885 своим проверенным зарядом обещал сделать 100-120 снимков, т.ч. приходилось рассчитывать и на ребят. Через какое-то время, где-то в 12:30 подъехали к очередному c/х проекту, рядом с которым виднелся огроменный элеватор и даже имелся пост, где мы вручили очередную копию списка полисмену. Отъехав где-то с километр, мы встали рядом с каким-то полу брошенным поселком, где скорее всего живут или останавливаются местные крестьяне. Машины загнали в тень деревьев и начали разгружаться на обед и отдых. Мы было завозмущались, что за дела, едем всего ничего, а уже такой перерыв. Еще больше стали возмущаться, когда нам предложили сидеть тут чуть ли не три с половиной часа. Сторговались на 2,5. Водилам нужно якобы отдохнуть, покушать, помолиться (пятница мол), машины могут перегреться и нужно переждать самое жаркое время суток. Да и вообще, мы не на ралли, поэтому расслабьтесь ребята и получайте удовольствие.
К слову о жаре. Под сорок градусов конечно было в тени. Однако сухо и в движении или когда дует ветерок, не так сильно ощущается. Потеешь и сразу сохнешь, разве что воду хлебать приходится чаще. Пока мы валялись на циновке, арабы варили макароны и готовили себе мясо. Мы же вскипятили себе чай и пили его с вафлями. С такими темпами мы конечно никуда толком не попадем, но делать нечего, ввязавшись в игру нужно играть дальше. В назначенный срок двинулись дальше. А дальше оказался еще один с/х проект, но еще более большой и для которого видимо и предназначался увиденный элеватор. Выращиваемые культуры наверное должны быть золотыми. На фоне виднеющихся вдали барханов расположились поля с искусственной аэрацией. Подобный вид полива придумали и изготовляют в США. Этакая ферма на колесах длинной в добрую сотню метров, а то и больше, которая медленно едет по кругу на колесах и поливает все вокруг. И таких полей тьма. Т.н. образцово-показательные хозяйства, которых в Ливии насчитывается порядка 30 тысяч штук. Вода для полива используется из подземных колодцев. Оказывается под Сахарой имеется множество воды, которую и используют для нужд хозяйства. Эта же вода идет и в Великую Искусственную Реку, которая питает водой из пустыни крупные города побережья, в том числе и Триполи. Тут же прогоняют отары овец парни в резиновых желтых ботах. На некоторых полях и на поливающих фермах десятки аистов. Такого я еще не видел. Предлагают нам сфотографировать небольшое стадо коров. Смеемся, мол для нас это не экзотика, рогатых и дома хватает, верблюдов давай! Есть и верблюды, целая куча, даже белые. Вонища стоит неимоверная. Как раз начали доить молодую верблюдицу, отогнав ее первого верблюжонка. Та не дается, орет. Один фермер ловко накидывает веревку ей на задние ноги, а второй заматывает другой веревкой морду, чтобы не кусалась во время процесса. Первый начинает доить животное. Молока выходит с треть ведра, которое нам сразу отливают в наши пластмассовые бутылки из под воды. Денег не взяли. Водилы отдали пакет с хлебом и виноградом. Бартер. В пустыне с деньгами даже в туалет арабу не сходить, принято подмываться.
После верблюдов тронулись дальше в сторону барханов. Уже на самых подъездах к высоченным пескам снова встали и начали собирать дрова, закидывая их на багажник на крыше нашего джипа. На барханах с деревом туго. Увидели здесь впервые дикие арбузы. Размером они с теннисный мячик и обладают опьяняющим свойством при употреблении внутрь. Пробовать не стали, поверили на слово.
Ну а дальше барханы или песчаное море Мурзук. Здесь я зауважал и проникся к мощи наших джипов. Как они влезают на пески, переваливают гребни и скатывают вниз пуская вместе с собой потоки песка. Вот где нужна такая машина. А парни в Москве и не знают, видимо, для чего такая техника предназначена и что из нее можно выжать, и грустно коптят на ней по пробкам.
Вождение по барханам целое искусство. То передний мост, то задний, то на обоих мостах, все выверено, никаких лишних движений и никакого риска. Где-то вдалеке один раз увидели одинокий джип и все, никакого движения кроме нашего. Пустыня здесь почти что дикая, хоть иногда и встречаются заметаемые песками следы от проехавшего раньше авто. Углубляемся в пустыню, в живописных местах останавливаемся и делаем фотоснимки. Подъехали и посмотрели Гипсовое Озеро. 150 лет назад здесь была вода, сейчас лишь известняк. В этих местах песок имеет интересное свойство. Разгребая его руками открываются разноцветные слои, желтые, оранжевые, красноватые.
Начинается закат, а мы начинаем искать место для ночлега, которое находим рядом с высоченным барханом и принимаем решение ночевать здесь. Арабы разгружают машины, достают палатки, мы же дружной толпой штурмуем бархан. Под конец восхождения силы уже на исходе, валимся на пятые точки и начинаем ждать закат. Попутно набираем песок Мурзука в бутылки из-под воды, на память. Посмотрели как заходит Солнце и устроили фонтан дружбы народов аккурат с бархана. Россия, Украина и Беларусь тремя струями слилась в далекой африканской пустыне. Спустившись, начались приготовления к ужину и последующему ночлегу. Стемнело очень быстро, арабы включили лампочку от автомобильного аккумулятора. Ели, пили чай, смотрели на звезды, делились впечатлениями и болтали на разные темы. Звезд море, видны всякие туманности. Знакомые созвездия отыскать непросто. Большая медведица смотрится как-то наоборот и вообще смешно упирается своим ковшом в барханы, как бы зачерпывая песок.
Насытившись расползаемся по палаткам. Дима пошел ночевать на бархан в спальном мешке, арабы тоже ночуют на открытом воздухе. Разделся до шорт, залез в палатку. Часам к двум ночи замерз, распаковал одеяло и забрался под него. Часам к 6 и подъему начала мерзнуть шея, пришлось залезать с головой под одеяло. Т.ч. даже в сентябре в пустыне ночью уже бывает более чем прохладно. |
|
|
Powered by Disqus |